Саша В. 11 шаг
Из различных религиозных, философских, и эзотерических течений духовности они выбрали наиболее практичные темы, потому что для тех, для кого духовность — это прикол может быть достаточно интересоваться философией. Для алкоголиков духовность — это вопрос жизни и смерти, поэтому они говорят: “Мы можем предложить что-то конкретное”. Мы начинаем практиковаться с самого начала, еще до всех шагов. Почему? Потому что это — суть жизни. Это суть того поведения, которым я, как алкоголик могу руководствуясь жить, и не умереть в безумии, да? Потому что для меня смысл всего происходящего — это жить, руководствуясь этими принципами для того, чтобы сохранять душевный покой. Это и есть “шестое, жизненно важное чувство” осознанного контакта с Богом, потому что если я выпадаю на очень долгий срок из этого процесса, я могу так, меня эмоции захлестнут мои, и я напьюсь и умру алкоголической смертью. И, как бы, тут пишется, что человек, прошедший 10 шагов он уже начал в себе развивать это жизненно важное шестое чувство. Все люди могут жить на основании пяти чувств, которые есть у человека, а алкоголик не может жить, он должен в себе развивать жизненно важное шестое чувство осознанного контакта с Богом. Болезнь настолько ужасная, что, если я постоянно не расту духовно и не пытаюсь развивать в себе это жизненно важное шестое чувство, то рано или поздно, я не смогу преодолеть трудности этой жизни. Для меня и так трезвость весьма трудное состояние (смеется), невыносимое порой.
Поэтому 11 шаг предлагает: ты в программе прошел уже 9 шагов, у тебя появилось, алкоголики гарантируют, что ты, пройдя эти шаги, оно у тебя появится. У тебя появится это чувство осознанного контакта с Богом, и 11 шаг предлагает это чувство углублять и развивать, причем на каждодневной, на постоянной основе, то есть — сегодня. И 11 шаг — это то конкретное, что предлагается для поддержания этого осознанного контакта. Для развития его. И 11 шаг начинается с вечера. Это то, как меня учили. То есть, для начала, как только я прихожу, мне дают рекомендацию. Мне говорят: “Ты просто читай, и пытайся делать. Читай и пытайся делать”. То есть он так и начинается, что я читаю и пытаюсь делать. Что это значит? Это значит, что я беру книгу, открываю там, где 11 шаг, и начинаю его читать. И тут сразу написано: “Когда мы ложимся спать”, то есть 11 шаг начинается с вечера. “Когда мы ложимся спать”, вот здесь действительно неправильный перевод “мы конструктивно оцениваем прожитый день”, то есть, крутись, как хочешь, но ты должен прийти к конструктивным выводам в своей вечерней инвентаризации.
Это я уже лежу когда в кровати, я просто открываю эту книгу и читаю: “Не были ли мы в течение дня злобными, эгоистичными, или бесчестными?” я смотрю: ну, я все тот же алкаш, несмотря на то, что прошел программу, я злюсь, ну уже может не так, меня это уже может быть не захлестывает, но я злюсь, да? Я часто злюсь на людей, на обстоятельства, на то, на сё, это вообще первый мой порыв, я сразу же в негатив, у меня сразу злоба. Обычно, если я превращу это в дневник чувств, или в самоанализ, то у меня просто не получится конструктивно это сделать. Поэтому Анонимные Алкоголики предлагают такой блиц анализ. Вспоминание дня есть во всех религиях, религиозных практиках, и Анонимные Алкоголики это предлагают в такой сокращенной форме, как бы вспомнить о своем дне: где я был злобным, бесчестным, эгоистичным. И если мне сразу не приходит на ум, ну злобу я, как правило, сразу вспоминаю, да? Я вот тут злился, только что злился на кого-то! Мне уже спать ложиться, а я все еще злюсь. Или я был эгоистичен. Эгоистичен — это тоже, как правило часто очень. Эгоистичен, это когда мои приоритеты для меня преимущественны, и мне наплевать, какие у вас приоритеты в этом случае. То есть я вот своего хочу добиться, любой ценой, “Мне вот так сделайте, и все нормально будет у вас, пацаны!” Как правило я вижу в этом дне эти моменты. Нужно на каждый вопрос вспомнить по одному: то есть, где был злобным, я вспомнил, да! Был злобным. Был. Один раз вспомнил, один случай, и этого достаточно, не надо ковыряться в течение дня, это понятно, что я везде веду себя одинаково за редким исключением. Где был эгоистичным, бесчестным? “Может мы испытывали страх, или должны извиниться перед кем-то?” — я понимаю, что да, страх — мой спутник, я его испытываю очень часто. Ну, иногда бывают дни, когда я не могу вспомнить, я не парюсь, иду дальше. “Мы должны извиниться перед кем-то” — ну, вроде сегодня не накосячил никому, ну слава Богу, или, ой! Ё-маё! Я только вспоминаю, что, блин, ну тут я однозначно, ко мне человек обращался, а я его просто нахер послал, для меня это естественный процесс, да? Но это никакого отношения не имеет к использованию тех принципов. Ну хорошо, завтра мне надо с ним поговорить, особо не парюсь. “Может мы кое-что затаили про себя, что следует немедленно обсудить с кем-нибудь?”- я думаю, блин, вот да-да-да, наверное вот эту тему мне надо как-то развить, поговорить со спонсором на эту тему. Ну, завтра поговорю, да. “Проявляли ли мы любовь и доброту ко всем окружающим?” — ну фиг там, злобу проявлял ко всем. Иногда мне удается так, по большей степени конструктивно с людьми, а в те прекрасные дни, когда в таком я нахожусь приподнятом состоянии духа, тогда это здорово, но это очень редко бывает.
Мне это просто надо отметить, в каком я вообще духовном состоянии нахожусь. Если я злюсь на людей, и конфликтую, то маловероятно, что я нахожусь на какой-то духовной высоте. “Что мы могли бы сделать лучше?” мне мой спонсор говорит, что это именно тот вопрос на который мне важно ответить, что я мог сделать лучше. Но в последнее время мне ничего больше не приходит, кроме того, что, если бы я больше молился, то мой день был бы лучше. Мое духовное состояние напрямую зависит от количества молитв, от того, сколько я молюсь в течение дня. Или в этом случае, если я мог бы например, нахер не посылать никого, трубку не кидать, а конструктивно с ним поговорил, не было бы конфликта. Это запросто, я мог бы сделать? Ну мог. Но мне мое нетерпение не дает это делать. Мне уже надоело разговаривать, я просто “ВСЁ!” — бум, и всё. И я не дела не решил, ничего. Деструктивное поведение.
Вопрос из зала: именно этот вопрос, меня всегда ставит в тупик, я обычно думаю, что я всё могла бы сделать лучше.
Ответ: ну в общем да, но я понимаю, что я перед этим бессилен, я не могу сам. Если бы я мог взять изменить свое поведение в течение дня, а я не могу! Только когда я молюсь Бог меняет мое поведение на тот период, когда я молюсь. На тот день, или на тот промежуток времени. “Может, в основном, мы думаем только о себе?” — ну, я смотрю, что да, большинство моего дня я, все-таки погружен в себя, я по-прежнему — самое интересное, что есть в этом мире, и в этом и есть моя болезнь — в полной зацикленности на себе, и я вижу, что она все-таки у меня цветет и пахнет, продолжается. “Или мы думаем о том, что мы можем сделать для других, о нашем вкладе в общее течение жизни?” — ну это очень редко, когда я действительно, где-то спикерил, или ездил на какую-то встречу, или по-работе у меня получилось что-то нормальное: сделка прошла, или контракт заключил, и я на это потратил время, и я считаю, что это я отработал сегодня, блин, пипец всему! Да, это я сегодня красавчик! Но в большинстве я не очень эффективен, и не очень продуктивен, я вижу это, но я, как бы, понимаю, кто я есть, человек, болеющий смертельным заболеванием, и еще насколько мне повезло, что у меня есть программа, и я, с помощью ее могу оставаться трезвым, могу оставаться адекватным, могу быть полезен людям иногда, вести какую-то более менее продуктивную деятельность, и что нужно здесь не забывать, что мы КОНСТРУКТИВНО оцениваем прожитый день. Никакого самобичевания! Потому что это абсолютно бессмысленная вещь. И что происходит, это первая рекомендация в Анонимных Алкоголиках, это — не ругать себя, потому что в этом нет никакого смысла, поэтому все настроено на то, что спонсор все время говорит, “Не ругай моего друга! Прекрати самобичевание!” — никакого самобичевания, потому что, как только я начинаю себя ругать, я сразу зацикливаюсь в своей голове и всё, я становлюсь совершенно бесполезным, а весь выход моей жизни в том, чтобы стать конструктивным, эффективным, полезным для других людей. И я понимаю, насколько ограничены мои ресурсы именно в этом направлении.
Поэтому тут следующие 2 предложения говорят: только никакого самобичевания! “Не нужно только поддаваться беспокойству, угрызениям совести, или мрачным размышлениям, ибо в этом случае наши возможности приносить пользу другим уменьшаются. Вспомнив события прожитого дня, мы просим прощения у Бога, и спрашиваем: как нам исправить наши ошибки”. Вспомнив события прожитого дня, с точки зрения этих позиций. Вот эти вопросы, в них заключены все принципы программы. По сути, я просто смотрю, насколько я эффективно использую эти принципы. Я начинаю понимать, что иногда я начинаю думать о себе, что я так офигенно выздоравливаю, но, когда я прочитаю это всё, я смотрю, даааа, еще работать и работать. И я говорю: “Боже, прости меня, покажи мне, как исправить мои ошибки!” — закрываю книжку, и это для меня отбой, после этого ложусь спать. Я иногда что-то еще читаю, но важно это делать именно в конце дня. Эта вечерняя инвентаризация занимает она, буквально, полторы минуты, две, и не больше. Я сейчас прихожу к выводу, что сам вот этот ритуал, когда я лёг открыть эту книжку, и прочитать эти строки, у меня иногда бывает, я ничего не могу вспомнить, и тогда я говорю: “Боже, помоги мне вспомнить” — и тут же начинают всплывать эти картинки: где я был злобный, где я был бесчестный, где я испытывал страх, что я затаил? Особенно важно, что я таю в себе, мне важно спонсору, все-таки проговаривать, почему, потому что вокруг этих наших секретов вся вот эта хрень и организуется, наши гоны. Я начинаю опять играть роли, из-за этой нечестности. Длится это полторы-две минуты, мне важно просто это делать. И на первых порах рекомендация делать это даже не так подробно, как мы вот сейчас с вами прошли, а просто прочитать это. Читать и пытаться делать. Читать и пытаться делать, это значит, просто открыть книгу, прочитать, а “пытаться делать” — это значит, что где “мы просим Бога” — это молитва. Здесь только одна молитва есть: “Боже прости меня, покажи мне, как исправить мои ошибки”. Я закрыл книгу и всё. Мне важно сделать просто это действие. Минуту-две и закончено. Иногда, может быть, мне нужно вспомнить что-то более подробно, ну может быть, но, в любом случае, не надо превращать это ни в какой самоанализ, ни в какое самобичевание, это вообще не нужно. Если появляется самобичевание — этого вообще лучше не делать.
Продолжается 11 шаг утром. Тут так и написано: “Проснувшись утром, надо подумать о предстоящих 24 часах жизни. Рассмотрим наши планы.” И тут написано: “Перед тем, как мы начнем” — мы просим Бога, при пробуждении. В Анонимных Алкоголиках говорят так, что болезнь твоя делает зарядку, перед тем, как ты проснешься, садится на край кровати и ждет, как только ты проснешься, она на тебя набрасывается. Вот у меня точно также. Я просыпаюсь весь в гонах, в страхах, в жалости к себе, и вообще в нежелании жить. Это и есть моя болезнь — я жить не хочу! Мне страшно, мне настолько невыносима трезвая жизнь, и долбают меня вот эти тяготы алкоголизма. Какие? Саможалость, самобичевание, страхи, злоба, беспокойство, раздражительность, вот эта вся мура. И я вот просыпаюсь в таком состоянии. В чем смысл начала дня у Анонимных Алкоголиков — установить контакт с Богом, то есть я могу жить только развивая в себе это жизненно важное шестое чувство осознанного контакта с Богом, поэтому смысл начала дня — это установить контакт с Богом. Если это пытаться делать, в один прекрасный день, ты понимаешь, что это работает. Вообще, 11 шаг, как говорят, молитва и медитация. И не существует никакого другого способа стать в этом опытным и понять, чтобы это из теории превратилось в практику, не существует никакого другого способа, как тупо это начать делать так, как ты можешь. И продолжать это делать.
Молитва и медитация — это все равно, что ходить в спортзал. Ты, вот, например, хочешь к пляжному сезону как-то привести свое тело в порядок. Ты же пойдешь в спортзал. А когда появятся первые результаты? Месяца через 2, через 3, Хоть что-то. А если ты ходить туда не будешь, то результатов никаких не будет, правильно? Молитва и медитация точно также — начинаешь делать и получаешь опыт. Она из теоретической становится практической. Нужно просто это делать, и всё. И потом начинаешь понимать что, как и в программу мы приходим: ну какой там Бог! Существую только я, и мои гоны. А потом начинаешь практиковать программу, и понимаешь, что у меня раньше был Я — реальность, Бог — теория, а становится Бог — реальность, а я — теория, причем хреновая теория. Поэтому, Анонимные Алкоголики предлагают устанавливать контакт с Богом, начав с молитвы при пробуждении. Не тогда, когда я пописать сходил, туда сюда, а именно тогда, когда ко мне вернулось сознание. Это даже когда я еще лежу, когда я сплю, я начинаю молиться. То есть, у меня первое, когда я начинаю просыпаться, возвращаются симптомы моей болезни, тяготы алкоголизма. Они начинают возвращаться, и я с ними живу, мне некомфортно. Я начинаю просто тупо молиться, и первое, что предлагают: “Боже, направь мои мысли”. Тут написано: “в верное русло”, на самом деле это неправильный перевод, просто. Богу не надо указывать, что ты в верное меня направь, понятно, что Он просто направляет и всё. Боже, направь мои мысли, особенно прося направить мои помыслы, избавить меня от жалости к себе. Эта книга, как про меня, я знаю, что у многих людей по-другому утро начинается, нормально, но у меня именно вот так начинается, как написано тут, у меня жалость к себе. Дальше, избавь меня от бесчестных и корыстолюбивых мотивов — это не про деньги ни про какие, а про мою болезнь. Моя самая главная корысть и нечестность в том, что я все время думаю о себе. Моя болезнь — это эгоизм, зацикленный на самом себе. Я постоянно в своей голове, постоянно в этих своих гонах, это и есть моя болезнь, это и есть для меня бесчестный мотив и корыстолюбие — зацикленность на самом себе. Именно поэтому я в самом начале дня и прошу Бога избавить меня от самого главного моего симптома — зацикленности на самом себе. Мое корыстолюбие в этой жизни в том, что я ищу в жизни себя. Ничего интереснее, я считаю, нету и я варюсь в своем собственном соку. И в этом и есть суть моего безумия. А естественное решение моей проблемы — это искать других людей, как у нас на 19 странице написано: “наши жизни зависят от наших мыслей о других”, когда я интересуюсь другими людьми, вот в 9 шаге написано: “нам стали интересны другие люди”, я именно об этом прошу Бога в самом начале: Боже, направь мои мысли, избавь от жалости к себе, потому что это бессмысленно, и бесчестных и корыстолюбивых мотивов. То есть, дай мне мысли о других, чтобы я мог искать не только себя, потому что это бессмысленно, это продолжение заболевания — искать себя, а я прошу Бога, чтобы он мне дал возможность искать вас, людей и Его волю. И в этом моя честность. И тут написано, что в таких условиях мы можем с уверенностью полагаться на наши умственные способности, как никак, а Бог дал их нам, чтобы мы ими пользовались. Наши мысли станут гораздо более возвышенными, когда мы освободим наши побуждения от неверных мотивов”.
Ну что, давайте попробуем сделать 11 шаг? Начинаем. Боже, направь мои мысли, избавь меня от жалости к себе, бесчестных мотивов, корыстолюбия. Идем дальше. “Размышляя о предстоящем дне, мы можем испытывать неуверенность.” У меня всегда неуверенность. “Может быть мы не способны решить, какие действия предпринять. Мы должны просить вдохновения у Бога, чтобы у нас появились интуитивные мысли и интуитивные решения”. Мы должны просить вдохновения у Бога. Это молитва. Везде, где в тексте написано: “мы просим Бога” — это молитва. Молимся! Боже, дай нам вдохновение, чтобы у нас появились интуитивные мысли, интуитивные решения. Иногда настолько мне бывает хреново утром, что я это место 20 раз повторяю. Мне спонсор говорит, Бог не глухой, не надо так. Я не Богу, я себе, потому что у меня в голове такое твориться, что мне нужно постоянно это — Боже, направь мои мысли, Боже, направь мои мысли! Как безумный. Но что происходит, что я постепенно вылезаю из своей головы, у меня уже интересует, что мне кофе нужно попить, мне уже нужно кофеек грамотно сделать. Это все в процессе, я в процессе пробуждения, когда я уже в туалет сходил, и в этом месте я начинаю составлять план дня. И я кладу листок, и там записываю, после молитвы “Боже, дай мне вдохновения, чтобы у меня появились интуитивные мысли и интуитивные решения”, и пишу несколько таких вещей для себя, что мне нужно по работе сделать. Очень хорошо алкоголику планировать в самом начале дня свое выздоровление — простые вещи: мне нужно позвонить спонсору, или выполнить какое-то задание спонсора. Группа у меня, примерно во столько-то, с подспонсорными встреча во столько-то. Главное, чтобы не перегружен был этот список, несколько, 5-6 неотложных дел, которые я буду делать. Это мне было сложнее всего понять в Анонимных Алкоголиках, как это я и планирую свой день, и на Бога полагаюсь? Непонятки. На самом деле, это для меня, как для алкоголика сложно, а Бог совмещает и планирование и спонтанность. Поэтому, я написал эти несколько дел, и думаю, Боже, это твое. Листок подвигаю и всё, Если получится, если я не буду знать, что мне делать, я этот листок вытащу, посмотрю, и буду делать эти пункты. Позвоню кому-то, пойду куда-то, или спонсору позвоню, или на группу поеду, или что я там себе по работе намыслил. Если не получится, значит не получится, на следующий день это перенесу, или позже буду это делать. Мне главное, уходя, этот листок в карман положить, и тогда я придерживаюсь своего этого плана.
“Мы с удивлением обнаруживаем, что при продолжении подобной практики, через некоторое время правильные ответы приходят сами собой. То, что раньше было наитием, или случайным проблеском вдохновения, становится рабочей частью ума. Так как в начале мы еще неопытны, поскольку мы совсем недавно установили контакт с Богом, возможно, мы не всегда будем испытывать вдохновение. За самонадеянность нам, наверное, придется расплатиться. Мы будем совершать нелепые поступки, и увлекаться ложными идеями, но со временем наше мышление поднимется на уровень вдохновения, и мы сможем рассчитывать на него”. На самом деле, моя болезнь — это болезнь негатива. Я все время в негативе, в унынии. Нет сил жить. И когда я начинаю практиковать эту программу, делаю шаги, делаю 11 шаг, делаю 10 шаг, у меня силы появляются потихоньку. Я уже не в таком унынии сижу. И вот это о том вдохновении, что, согласно моему заболеванию, я в принципе могу в этом унынии просидеть очень долго. Но, когда я выполняю программу, делаю тупые вещи: делаю 11 с утра, 10 шаг в течение дня, группы, я, все-таки нахожу какое-то вдохновение. У меня появляются силы, как у нас в книге говорится: “наша проблема заключалась в недостатке силы”. Я когда пил, я в конце чувствовал, что я разваливаюсь просто. У меня нет сил и нет желания ни жить, ни чего-то еще. Но, когда я начинаю делать программу, вдохновение начинает возвращаться ко мне. Мне становится интересно жить. И это — выздоровление, на самом деле. Это и есть то вдохновение, которое Бог дает нам от производства вот этих простых действий по программе.
Потом я встаю на колени, читаю тут молитву 3 шага, молитву 7 шага на коленях, Отче наш, нашу молитву. Эти молитвы я делаю на коленях. Первую молитву я делаю лежа, вторую сидя, там как-то в душе, но мне однозначно один раз в день надо упасть на колени и прочитать молитву 3, 7 шага, молитву Отче наш, и нашу молитву, для разгона. Вот это мне важно сделать. Иногда времени нет, опаздываю куда-то, или проспал, но у меня всегда есть 30 секунд, чтобы прочитать молитву 3 и 7 шага, я тогда думаю, что уже можно выходить. “Мы заканчиваем период углубленного размышления”, когда в 39 году писалась эта книга, то, что они имели ввиду под углубленным размышлением, мне один очень духовный человек из АА рассказывал, они читали Библию, первые Анонимные Алкоголики, которые писали эту книгу, они читали Нагорную Проповедь. Они ее читали 2 строчки, потом сидели в тишине, и вот этим пропитывались. Когда начинаешь делать 11 шаг в самом начале, начинаешь в нем быть продуктивным, становишься в нем опытным, и он потихоньку действительно становится частью жизни, и ты действительно начинаешь видеть, как реально молитва из теоретической превращается в практическую. Я реально делаю все эти вещи, у меня занимает от 40 минут до часу утром, но смысл того, что происходит, это, я просыпаюсь удрученный, с нежеланием жить, а выхожу на работу уже с желанием жить. Я уделяю этому время, независимо от того, как у меня плохо получается, или хорошо, но Бог меняет мой мотив невыносимости этой жизни, и я вдруг начинаю чем-то интересоваться. Я понимаю, что меня начинает интересовать моя работа, отношения с людьми, я понимаю, что такова моя судьба на сегодняшний день, я просто делаю следующее правильное действие. И вот дальше идет эта концепция “следующего правильного действия”. “Мы заканчиваем период углубленного размышления молитвой, чтобы новый день открыл нам, каким должен быть наш следующий шаг. И чтобы нам было дано все то, что необходимо для решения наших проблем. В особенности мы просим освободить нас от своеволия (то есть, от эгоизма) и, при этом помним, что не следует просить что-либо для себя. Мы можем просить что-либо для себя, если это принесет пользу и другим. Мы никогда не молимся о том (смотрите, несколько предложений посвящено этому, да? Что бессмысленно молить Бога о себе, почему? Для меня это было непонятно: ну почему я о себе не могу молить? На самом-то деле, мы всю жизнь только этим и занимались, правильно? Именно молитвы только о себе и привели нас в АА, и заставили нас пить. Поэтому не надо Богу говорить, что ему делать.
Как Боб Дэррал на семинаре говорит: “Ребят, ну вот вы уже пытались построить свою жизнь так, как вы представляете это себе. Ну и как, помогло? И такие алкаши сидят, 200 человек (смеется) здесь. Почему мы в АА приходим? Нет таких у нас, кто мимо проходил, и говорит: “Пацаны, чо это у вас тут за шаги? Можно их быстренько сделать?” У нас тут таких нету, тут все от безысходности. Тут те, которые уже не знают, куда бежать. Это последнее. В тюрьму кого не приняли, тот в АА. Давайте помолимся этой молитвой: “Боже, покажи: каким должен быть мой следующий шаг. Дай мне все, что необходимо для решения моих проблем. Избавь меня от эгоизма, я не руковожу этой жизнью! Да исполняю я Твою волю!”
Концепция следующего правильного действия, как правило, я это говорю моим подспонсорным, как и мне это сказали, тогда, когда я уже прошел шаги. Что это такое? Это то, как предлагает программа жить безумному человеку, каковым я являюсь. Я не знаю волю Бога для себя, но я знаю, как ее достичь. Делать следующее правильное действие, за следующим правильным действием, за следующим правильным действием. В большой степени программа четко говорит, как определять Божью волю для себя: “как я думаю, в чем Его воля”. Вот я сегодня проснулся, я думаю, что его Воля была в том, чтобы я сюда поехал, на группу, поскольку я — алкоголик. А потом мне нужно поехать туда, где я с кем-то договорился. Как я думаю. Я живу просто свою жизнь. Какое мое следующее правильное действие? Бог никогда не открывает нам свою волю на 3-5 лет, вперед, на десять. Это безумие. Но Он всегда нам говорит, что делать сейчас. Как проходит спонсирование, по чайной ложечке, задание за заданием, мы потихонечку делаем следующее правильное действие, следующий шаг, потом смотрим, а мы программу закончили. Также и Бог с нами. Он нас кормит по чайной ложечке. Он нам дает знание Своей воли только на наше следующее действие. И оно может быть, или правильным, или неправильным. Когда я делаю какой-то выбор, ну например я делаю выбор сидеть сегодня до 3-х часов ночи в интернете. На самом деле это не выбор, это выборы. Я выбираю не просто сидеть до 3-х часов ночи в интернете, на самом деле я выбираю то, что я завтра не высплюсь, и буду завтра на работе носом клевать, я выбираю, что я не буду эффективным и успешным в своей работе, а это значит, что у меня не будет достаточного, удовлетворяющего меня материального положения, а это значит, я не буду успешен в отношениях с людьми, то есть, каждое действие несет за собой кучу всяких последствий. Точно также и в жизни. Последнее правильное действие — это лечь спать по-раньше. Потому что для меня самая духовная вещь, которую я могу сделать — это лечь спать по-раньше, для того чтобы выспаться, и завтра подарить этому миру себя не злого, который хочет всех убить, разорвать, постоянно раздраженный, постоянно кого-то посылает, а человека, который в конструктивном взаимодействии находится с этим миром.
Если у меня волнения, или сомнения, я не знаю, что мне делать, я просто закрываю глаза, останавливаюсь на минуту, говорю: “Боже, я не руковожу этой жизнью. Да исполняю я Волю Твою. Дай мне правильную мысль, правильное действие”. И минута тишины. Если будете это практиковать — поймете, как это эффективно и просто, если не будете практиковать, ничего страшного тоже в этом нету. “Боже, я не руковожу этой жизнью. Да исполняю я Твою Волю. Дай мне правильную мысль, правильное действие”, и минута тишины. Всегда в эту минуту мне приходит толковая идея, что мне, на самом деле нужно делать сейчас. Иногда мне нужно просто позвонить кому-то. Я это использую в своей работе, в своей каждодневной жизни. Если я точно знаю, еду, например, на группу, тогда мне не надо это практиковать, потому что я выбрал для себя Волю Бога. Я понимаю, что я больной человек, мне надо ехать на группу, я так и делаю.
Вопрос: А если я сомневаюсь? Вот я еду на группу и сомневаюсь, что мне куда-то еще надо ехать?
Ответ: Если ты едешь на группу — не сомневайся (смеется).
Вопрос: А если не на группу? А очень часто, я выбираю какое-то действие, я уже определился, и как только я поехал начались гоны, самая жесть, нет, мне, наверное надо туда, или туда.
Ответ: Сделать еще раз эту схему: “Боже, я не руковожу этой жизнью, и так далее”. Ты просто начал руководить своей жизнью, начал боятся: “там я что-то потеряю, где я что-то найду?” Ты начал искать себя. Как только мы начинаем искать себя, у нас сразу начинаются проблемы. Поэтому, остановиться на минуту, сказать: “Я не руковожу этой жизнью. Дай мне правильную мысль, правильное действие.” и минута тишины. Всегда в эту минуту придет толковая идея, что я буду делать. Потом опять буду молиться, потом опять это делать, и потом опять. Так я ищу Божью Волю. А у нас в книге сказано: “Бог мог избавить, и избавит, если Его искать”. Таким образом, я живу от одного правильного действия, к следующему правильному действию, к следующему правильному действию, от этого наполняется моя душа спокойствием, удовлетворенностью. Алкоголизм — это и есть: беспокойство, раздражительность и неудовлетворенность. От этих правильных действий, никто в этом не идеален, но от этих полезных действий моя душа наполняется спокойствием, удовлетворенностью. Такая схема, которую предлагает книга, как жить очень просто и очень эффективно. Никто в этом не идеален, не всегда это получается, но если у меня в течение дня получается 3-4-5 раз сделать следующее правильное действие… Если у меня работы полно, то мне нужно просто делать свою работу, а не делать следующее правильное действие. Это тогда, когда у меня волнения и сомнения, книга предлагает, как мне искать не себя в своем поведении, потакая своей болезни, а как мне искать Божью волю для того, чтобы выжить. Мне предлагается такая простая схема.
“Если это возможно, мы просим наших жен, или наших подруг и друзей присоединиться к нам в нашем утреннем углубленном размышлении. Если мы принадлежим к религии, требующей соблюдения утреннего ритуала, мы должны соблюдать его. Если мы не принадлежим ни к какой религии, мы сами выбираем и заучиваем некоторые молитвы, касающиеся принципов, которые мы обсуждали. Существует масса полезных книг. Рекомендации вы можете получить у священика, или раввина. Постарайтесь понять, в чем правы верующие люди, воспользуйтесь тем, что они предлагают.” Книга напрямую указывает нам: смотрите на верующих людей, с различных конфессий, смотрите, что у них есть хорошего, и сразу же это пробуйте применять к себе. В этом месте я становлюсь на колени, делаю молитву 3, 7 шага, молитву Отче Наш, другие, и потом ложусь и медитирую. Медитация у меня простая, мне ее спонсор, в свое время показал. Вообще это такой процесс — я одной молитвой медитирую, потом нахожу какую-то новую, пробую еще, это творческий процесс. Одно могу сказать точно: пока не попробуешь — не поймешь, получается у тебя это, или не получается. Многие алкоголики думают, что молитва и медитация должна вставлять, как стакан. Или что я Буддой должен становиться. На самом деле, это просто, как на работу ходить. Просто уделять этому время. Для меня важно просто уделять этому время. Я ложусь, и представляю, что я встречаюсь со своей высшей силой, как я ее понимаю. Или просто, с каким-то образом, как я его понимаю. Начинаю с ним разговаривать, молюсь. Могу с высшей силой поплавать дельфинчиком, иду в свое лучшее место, где я всегда чувствовал себя наилучшим образом, это одно место есть, на берегу Черного моря, я просто закрываю глаза и представляю себе это место. Я представляю себе, как мое эфирное тело из моего тела вылетает, и летит туда. И там приземляется возле этого места, и на этом бревне (там точно есть бревно, я знаю) сидит моя Высшая Сила. Я подхожу к ней, обнимаю, кладу голову ей на грудь, начинаю плакаться, как меня все обижают, как мне хреново жить. Я понимаю, что она меня утешает. Это визуализация такая, такие смешные вещи помогают мне поддерживать этот сознательный контакт. Я не загоняюсь, я славливаюсь. Я, когда это начал практиковать, я, например, начал злиться, и меня хрен остановишь уже, когда я начал практиковать 10 и 11 шаг, я начал ловиться. А это и есть контакт — сознательный контакт.
Вопрос: Что значит, “ловиться”?
Ответ: То есть, я не гоню. Если я вижу, что я гоню, и останавливаюсь. А до этого у меня было: я начинаю с женой ругаться, мне просто хочется машину разбить, или убить кого-нибудь, или кинуть сковородку в окно. Я понимаю, что это безумие, но сделать с собой ничего не могу. Когда я начал практиковать 10 и 11 шаг, у меня появился вот этот сознательный контакт, я ору, и что я делаю? Я начинаю молиться: “Боже, помоги мне скорее искать, как утешать, понимать и любить этого человека”, и вот это все говно, прямо в моменте схлынывает. И для меня, как для больного человека, это — на самом деле чудо. Что для этого нужно делать? Нужно делать просто то, что написано в книге и все.
Частью 11 шага у меня является молитва за людей по 4 шагу. Вот я лежу, представляю, как я с Высшей Силой полетал с птичками, пожаловался ей, или просто поговорил, начинаю молиться перед Ним молитвой 4 шага, прошу, чтобы Он избавил меня от злобы на тех людей, на которых я злился. Я очень часто, по-прежнему злюсь и раздражаюсь на людей в течение дня. Я точно знаю, что я молюсь за 3-4-5 человек каждый день молитвой 4 шага. На сегодняшний день они просто отлетают у меня. Если мне что-то говорят обо мне, то, что я слышать не хочу, я обижаюсь (смеется), и если я ничего с этим не делаю, а если вы не так посмотрели на меня, я тоже раздражаюсь. Я могу затаить: “Чойта он на меня так смотрит?” Это моя болезнь. Я на это западаю, и я ношу это. Если на меня посмотришь не так, нужна мне целая история, чтобы от этого избавиться, а если какой-то конфликт по работе, и касается крупных денег, или серьезных отношений, это мне нужно неделями молиться. Но моя ежедневная практика, я молюсь, и в конце концов, я все-таки освобождаюсь от этого. Мне становится легче. Эти люди уже бесплатно не живут в моей голове. 10-15 минут, я при своей Высшей Силе молюсь молитвой 4 шага. И потом я начинаю минут 10 посылать любовь. Если у меня суд сегодня хозяйственный, я посылаю любовь в суд, на офис, посылаю любовь всем, на кого я злился, работникам моим, своему сыну, матери, некоторым людям, которых я боюсь, например, начальнику своему, чтобы он ко мне добрее был. Любые конфликты, или непонятки, туда, куда я поеду сегодня, я посылаю любовь. В общей сложности, у меня на утреннюю часть одиннадцатого шага уходит от 40 минут до часа. И что реально происходит, что мне начинает нравится эта жизнь. Я уже иду на работу с каким-то вдохновением, что я там хочу что-то сделать, прикинь? Это же сумасшествие — идти на работу и думать, на какой стремной работе ты работаешь? А должен же жить во дворце. И с кем я вообще дружу? С этими алкашами? А должен же с президентами! То, что происходит за эти 40 минут-час, меня начинают устраивать алкаши. Я понимаю, что это просто бред сумасшедшего. С какого перепуга я вдруг придумал, что у меня должна быть другая жизнь? И другие люди вокруг? Я начинаю понимать, что все так как есть сейчас — это лучшее, что могло бы быть для меня в жизни. Отсюда возникает благодарность.
Том Айвистер (54 года трезвости) показал мне медитацию, которую он делает, и я практикую ее в конце. Том Айвистер, ему 78 лет, человек, который знал Билла. Сообщество существует с 39 года, есть такие люди, есть люди, с такой трезвосью, есть больше даже. Ты проживи столько с такой болезнью, трезвый — это о чем-то говорит, тут один день сложно прожить! Он говорил, что он просто выходит и садится возле своего бассейна. Ну у них там, в Америке, у всех есть бассейны, прикинь? И завтракает, и делает эту медитацию. Он говорил, что я просто пытаюсь настроиться на тишину. Мое нормальное состояние, это когда вот здесь у меня эмоции, и в голове непонятно что твориться. Он пытается настроиться на тишину. Пытается поймать волну Бога, просто сидит в тишине некоторое время. Я тоже пытаюсь минут 5 посидеть в тишине, просто ничего не делать, просто слушать тишину, и потом просто молюсь. Он говорил: “Боже, я алкоголик, 95 процентов людей с такой болезнью не выживают. Ты дал мне эту программу, дал мне этих людей, благодаря которым я могу выжить, смогу жить полноценной жизнью. Пожалуйста, помоги мне в течение дня жить эту жизнь с благодарностью к твоим детям, к другим людям, Помоги мне быть полезным. Помоги мне быть чувствительным и внимательным к возможности помочь”. То, что мы с вами обсуждали сейчас — вечерняя часть и утренняя часть 11 шага — это 2 процента одиннадцатого шага. 98 процентов 11 шага — в течение дня. Если появляются сомнения, или волнения по какому-то поводу, нужно остановиться на минуту, попросить Бога указать правильную мысль, или действие, Это то, что мы с вами говорили, о следующем правильном действии. То есть, если я знаю, что мне делать, и я считаю, что Бог хочет, чтобы я это делал. Если мне на работу надо идти, и я верю искренне, что мне просто надо на работу. Если мне на группу надо, я искренне верю, что мне надо на группу. Я считаю это Волей Бога для себя. Если ко мне кто-то обращается, я считаю, что Воля Бога, чтобы я поговорил с этим человеком, а не сказал: “Ой, иди отсюда!”, как мне хочется очень часто. Я верю, что если мне звонят, то мне нужно ответить. Я всегда могу очень просто узнать для себя. У меня были такие вопросы, некоторые говорят, что а вдруг Воля Бога для меня, чтобы я пошел, пузырь купил, и напился. Я говорю, не-не-не, в такой дурдом не играем тут. Если мы, больные люди еще придуряться начнем тут друг перед другом, ну это вообще! Конечно же Бог хочет, чтобы я не пил, соблюдал трезвость, был в программе, как-то выздоравливал, был для Него каким-то полезным, раз он меня уже оставил в живых, с таким заболеванием, от которого 95 процентов умирают. Естественно, если не придуряться, то можно очень просто узнать Божью Волю для себя сейчас. Наше следующее правильное действие. И здесь именно об этом и говорится, то, что мы уже разбирали — следующее правильное действие — то, что ты говоришь, если сомнения, или волнения, вот ты подумал уже, что Воля Бога, это поехать туда, и ты поехал, и вот опять у тебя стрём. И вот опять и делай, если волнения и сомнения. И делай до тех пор, пока не будешь уверен (смеется), но других вариантов никаких! И это очень простая схема.
То есть, я закрываю глаза: “Боже, я не руковожу этой жизнью, да исполняю я Твою Волю. Дай мне правильную мысль, правильное действие.” У очень организованных людей я видел, что они даже, выступая перед большой аудиторией, в 1000 человек, ему задают вопрос, он говорит: “Секундочку!”, глаза закрыл и все сидят, 1000 человек, это абсолютно нормально, оказывается. Я не всегда могу делать эту практику. Но мне, как минимум надо просто остановиться. Как тут написано: остановиться на минуту, стоп машина! Если у меня что-то происходит, что-то непонятное, какой-то разброд и шатание, какое-то раздражение, я просто практикую 10 шаг: “Боже, избавь!”, потом звоню кому-нибудь, рассказываю, или если это происходит в конфликте — мы орем с человеком, если я славливаюсь, то я просто начинаю молится тупо. “Боже помоги мне скорее утешать, понимать и любить этого человека” и я славливаюсь! Я начинаю думать: “А какого хрена я ору-то вообще? Какой смысл? Это я тут на 9 шаг сейчас попаду, и кучу надо будет разборок, потом молиться!” Лучшее для меня — остановиться прямо сейчас. Я останавливаюсь, смотрю на это, начинаю молится, и все как-то регулируется. Мне просто не развивать это безумие внутри. Вовремя обратиться к Богу, и тут же идет помощь. Я никак не мог понять, что это так просто! Мой эгоизм мне всегда говорит: это не может быть так просто! Иди, займись психотерапией! Разбери себя по косточкам. А на самом деле, все, что мне нужно, это просто обратиться вовремя к Богу.
И вторая часть, 2 вещи в течение дня, это вот следующее правильное действие, когда волнения и сомнения, и мы постоянно напоминаем себе, что больше не являемся центром вселенной, смиренно повторяя каждый день “Да исполнится Воля Твоя!” Просто тупо: “Боже, я не руковожу своей жизнью, да исполню я Твою Волю!” и пошел дальше. Если я делаю это 10 раз в день — день более менее. Я опять начинаю славливаться там, где меня несет. Если я это делаю 100 раз — день просто шикарный. Ну вот, на спор! (смеется) Просто попробуйте и всё. Будете это практиковать, поймете, насколько это просто и эффективно, и это подарок Анонимных Алкоголиков нам, мы теперь благодаря этому можем не сдыхать. Не умирать от алкоголизма, а жить нормальной насыщенной жизнью, практикуя эти принципы. И тут так и написано: “От этого”. От чего, от этого? Вот от этих простых действий, когда я делаю следующее правильное действие, за следующим правильным действием, постоянно напоминаю о себе, практикую 10 шаг, практикую 11 шаг вечернюю часть, утреннюю часть, дневную часть. И вот от этих простых действий “уменьшается опасность возникновения волнений, страха, злобы, беспокойства, жалости к себе и совершения необдуманных поступков. Мы становимся гораздо более умелыми. Мы не так легко утомляемся, потому что не сжигаем бессмысленно энергию, как это было раньше, когда она устраивала только нас.” Когда я живу жизнь свою, ища себя и свою волю, я бессмысленно трачу энергию. Я же всю жизнь так жил, ища счастья своим разумением. И чуть не сдох, и слава Богу попал в АА. Теперь мне здесь предлагается уже не сжигать бессмысленно. То есть, не упираться рогами в стенку. Мне говорят: “Парень, делай вот эти простые вещи, ищи Божью Волю для себя, и ты не будешь тратить ее бессмысленно, а будешь тратить ее так, что это приведет тебя к удовлетворению твоей жизни.
“Это работает, действительно работает.” Это самый короткий абзац в Большой Книге. У вас написано “Все это в самом деле приносит пользу, поверьте нам”, неправильный перевод. “Мы, алкоголики страшно не дисциплинированы, поэтому мы позволяем Богу дисциплинировать нас тем простым способом, который мы описали”.
Давайте помолимся!
Боже, дай нам разум и душевный покой, принять то, что мы не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого!